Статьи

Дата: 24 мая 2018 года
Тематика: Взыскание долгов

Требование о взыскании долга

требование о взыскании долга

Планируете вернуть долг, но не знаете, как составить претензию?

Требуется юридически грамотное оформление документов?

Претензионный порядок – это первая и основная досудебная стадия работы с должником. Претензия представляет собой письменное требование о взыскании долга, к подготовке которого следует относиться ответственно, так как в случае обращения в суд, документ входит в материалы судебного дела. В тексте следует предельно четко изложить суть: трактовка требований, сроков и последствий должна быть однозначной, переходить на личности не допустимо. Также необходимо сделать акцент на основание взыскания.
Устное предъявление требований нельзя рассматривать в качестве претензии, поэтому форма документа должна быть исключительно письменной. Такая претензия обладает рядом преимуществ, ведь она позволяет не только разрешить конфликт мирным путем, но и избежать связанных с подачей иска расходов. Помимо этого, документ одновременно представляется собой требование и напоминание.  Наши опытные юристы помогут вам составить претензионное письмо и грамотно изложить ваши требования по взысканию задолженности.
 
Нюансы оформления претензии

Для правильного оформления предъявляемых к должнику требований, в первую очередь, необходимо:
  • изучить оригиналы документов, подтверждающих основание возникновения задолженности;
  • сформировать доказательную базу;
  • изложить основные требования к должнику, подтвердив их ссылками на законодательные нормы;
  • составить претензионное письмо: если должник – юридическое лицо, то на фирменном бланке организации;
  • подписать документ, заверить печатью и зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции (для предпринимателей).
Специалисты нашего юридического бюро «ЮрFact-MSK» проконсультируют вас по всем нюансам подготовки документации, помогут юридически грамотно оформить требование о взыскании долга и обеспечат поддержку на всех этапах досудебного и судебного урегулирования конфликта.
Содержание претензионного письма не ограничивается какими-либо рамками – форму изложения автор определяет самостоятельно, но лучше, если текст составит человек, который разбирается в гражданско-правовых обязательствах. Оформляя претензию, соблюдайте следующие правила:
  • в правом верхнем углу указывают полное наименование, адрес и Ф.И.О. получателя;
  • немного ниже прописывают реквизиты отправителя, включая телефон;
  • ниже в центре пишут слово «Претензия», при этом указывается вид договора.
Текст претензии условно делится на три части:
  • первая часть состоит из ссылки на договор, условия которого нарушены. Указывается номер и дата его подписания. Перечисляются допущенные нарушения обязательств, при этом следует указать факты, которые подтверждают, что истец выполнял свои обязательства. Также указывается информация о наличии задолженности и ее расчет;
  • вторая часть содержит требование ликвидировать задолженность и четкое указание сроков. Также желательно ссылаться на нормы права, которые обязывают должника вернуть долг в указанные сроки. Предоставляется расчетный счет, на который следует перечислить просроченную оплату. Если закон предусматривает неустойку или пени, их расчет также отражается в письме;
  • третья часть претензии содержит указание на возможные последствия, в случае, если должник проигнорирует претензию и не выплатит долг. Необходимо предупредить должника о последующем обращении в суд.
 

Как вручать претензию с  требованием возврата долга?

 
Суд принимает иск о взыскании долга и претензию в качестве доказательства только в том случае, когда факт ее получения должником подтвержден. Самый эффективный способ доставки претензии – отправка заказным письмом с описью вложенных  документов и уведомлением о получении.
          Если планируется вручать претензию должнику лично, потребуется:
  • два оригинала документа – один для получателя, второй – для отметки о том, что он ее получил с его росписью, датой и временем принятия;
  • знание фактического места нахождения должника;
  • вручать претензию только ответственному лицу. Если же должник отсутствует, то лучше передать письмо его руководителю, но не родственникам.
Также претензию можно отправить по факсу, но гарантии, что должник ее получил, не будет. Отчет об отправке не является доказательством в случае, если неверно указан номер факса.
Если должник старается избежать получения претензии, допускается предоставить в суд отправленные ему конверты. Их возврат от адресата не является причиной отказа в принятии искового заявления. Важно, чтобы адрес отправки был последним известным местом нахождения должника.
 
Требование о взыскании долга в зависимости от типа нарушенного права

Оформление претензии в каждом отдельном случае, будь это взыскание долга по договору или расписке, имеет свои особенности. Так, претензия по договору поставки может предъявляться как покупателю, который не заплатил за товар, так и поставщику за его недопоставку. Покупатель указывает в претензии недополученное количество товара и сумму убытков, а поставщик – требование оплаты за поставленный товар и сумму неустойки.
Если же долговой спор связан с оказанием различных видов услуг, истец может предъявлять претензии к их качеству и своевременности оказания, исполнитель также как и в предыдущем случае – к оплате. Подобная ситуация складывается и с договорами подряда. В случае возникновения споров по договорам аренды также можно направлять претензионное письмо с требованием возврата задолженности. При этом следует учитывать, что у арендодателя есть право расторгнуть договор раньше срока только после письменного предупреждения арендатора о необходимости выполнения своих обязательств. Документ должен обязательно содержать дату заключения договора, допущенные арендатором нарушения и приемлемый срок их исправления.

Дебиторскую задолженность с юридических лиц взыскивают по общим правилам. При этом указываются реквизиты расчетного счета. Вручая письмо, обратите внимание на то, кто ставит свою подпись в получении претензии. Если претензия предъявляется службам ЖКХ по суммам за коммунальные услуги, в письме указывается требование о перерасчете. Если же претензию должнику предъявляет ЖКХ, то со своей стороны указывает сумму оплаты за услуги с начислением пени.
Если работодатель не выплачивает зарплату в течение 60 дней, работники имеют право направить ему претензию, в которой указывается требование о взыскании долга по зарплате, а также последствия его невыплаты – обращение в трудовую инспекцию, иск в суд, прокуратуру. Документ направляется на имя директора.
 
Специалисты нашего юридической агентства «ЮрФакт-МСК» проконсультируют вам по вопросам взыскания долгов и помогут правильно определить сферу нарушенных правоотношений, будь это предпринимательская деятельность, заключение частной сделки между физическими лицами или трудовой спор. Мы обладаем большим опытом работы, и тщательно проанализируем ваше дело, что позволит определить, необходимо ли вам направлять претензию. Получить подробный ответ на ваш вопрос можно, если заполнить простую форму онлайн заявки. Наши юристы свяжутся с вами в сжатые сроки и помогут в решении даже самых сложных дел.

 
Предыдущая статья:
Юридические услуги


требование о взыскании долга